АРХАИКА (фрагмент)

Древняя культура страны
Ответить
vakeli
Юнга
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт июн 29, 2010 4:02 pm
Скайп: vakeli52
Пол: Мужской
Откуда: из Города
Контактная информация:

АРХАИКА (фрагмент)

Сообщение vakeli »

- Вот и ладно, - Лука потянулся за трубкой. – Сегодня начнём с начала начал. Слушайте: Первонасельниками были Белая Мтоваре – Мать Всего Сущего, Небесный Пастух по имени Солнце, нимфы, гвелешапы*, Паскунджи – могучая птица-дракон, Тарос – владыка темного мира и слуги его: Тартароз предводитель каджей, Керентани огнедышащий кабан, Карцецхли – гвелешап, изрыгающий пламя.
Мтовари создала серединный мир и правила им одна, пока не встретила рождённого от союза Паскунджи и нимфы Тирипи* Беткила. Покорил Беткил сердце Мтовари, стали они мужем и женой. Разбили в Далети* хрустальный шатёр, окружили себя слугами. Свита их – хозяйка зверей златовласая Дали, юноша-дерево Берика, нимфы хранительницы священных рощ: Цацхви, Нуши, Дапна*.
Злобный Тарос велел Керонтани извести Беткила. Подстерёг кабан сына Тирипи, напал со спины, нанёс смертельную рану. Пролилась кровь Беткила наземь, из капель той крови проросли багряные лютики-байа. С тех пор Беткил правит царством мёртвых. А Мтовари покинула землю, удалилась на небо и от союза с Солнцем принесла тройню – Гмерти, Квирия и Мориге. Распалился Золотой Петух, домогался Мтовари денно и нощно. Передала Богиня власть сыновьям, сама скрылась в замке, что во Внешнем Мире. Ночью, когда Солнце спит, принимает она облик луны и восходит на небо...
Стали править Божества Солнцелунные. Гмерти – Верховный, взошёл на золотой трон, что на седьмом небе. Вездесущ и всепонимающ, един, но во множестве. По одну сторону трона Висхв – белый бугай, по другую Гвелиспери змееподобный на серебреной цепи. Квирия – правитель суши, предводитель Хвтисшвили. Мориге смотритель небес, повелитель Хати.
По срединному миру люди расселились. Детей тогда рожали не женщины, а мужчины из ребра. Каждому боги позволяли сотворить только двоих: одного мальчика и одну девочку. Люди были бессмертны и вечно молоды. Нашлась глупая женщина, пожаловалась, что двух детей ей мало, тут и послышался из облаков голос Гмерти: «Отныне ты будешь рожать потомство – в мученьях и помногу». А люди стали смертны, и старость посещает каждого из нас...
Лука глотнул вина, закашлялся:
- В горле пересохло, - выхватил из огня лучину, раскурил погасшую трубку. – Ну что, не надоело слушать старика болтливого? Нет? Тогда расскажу о дэвах. В те времена на самой вершине Седьмого Острога стояла крепость, что сложили гвелешапы для Тароса. Звалась та крепость Бутасбдзела. Там познал Тарос рыжеволосую Алкала, женщину-каджи. Дьявол Тартароз свёл их. Алкала родила девятерых аджами*, от них и пошли дэвы. Знайте, что дэв велик ростом, выше пояса подобно кабану покрыт он щетиной. Во лбу у дэва рога наподобие козлиных, из пасти клыки выглядывают, у предводителей по несколько голов.
На крестце у дева хвост, хвостом тем владеет он как рукой. Ходит дев вразвалку – земля содрогается от его шагов. Дэвы не пьют вина – сок лозы для них яд, одурманивают себя варевом из плодов конопли, банги называют то питьё. Неуязвим дэв для смертного, ненавидит людской род, похищает людей и поедает их. Были ещё дэвы с единственным глазом посередь лба, аримаспи звались. Эти жили особняком, в пещерах у моря, разводили овец, людей сторонились.

В Цихегори, что на Востоке, высекли дэвы в скале дарбази, расплодились в том логове. Вблизи жил Ростом-палаванд*, чью голову охватывал медный обруч. Подобным грому криком наводил Ростом ужас на дэвов, стерёг их обиталище, не позволял чинить зло. Смертным был Ростом, сгубили его дэвы: сами, умом короткие, не умели – Рокапи* призвали в помощь. Спустилась костлявая с Табаконской горы, ведьмы-кудиани* за ней. Вырыли они на тропе Ростома волчью яму, на дне наставили отравленные колья, жердями прикрыли, настелили дёрна и листьев. Погиб Ростом-палаванд и не стало управы на дэвов. С тех пор заполонили дэвы Передний Мир*

В Цихегори царём дэвов сел Бегела. В ущелье Арагви, там, где скалы сходились к самой воде, трёхголовый дэв Картана встал. Созвал Картана девятерых братьев и начали они строить запруду, задумали затопить всё Пшави.

Гамхеура-дэв собрал родичей в Гудамакари, в пещере у подножья красной скалы. Перегородили русло Чёрной Арагви плетёнкой, сами подстерегали людей на тропе выше преграды – сталкивали в воду. Ловили как рыбу, кого съедали, кого в рабов обращали – гнали к Картане, запруду класть.

Там, где стремительная Иори из плена скал отвесных изливалась на равнину, Муза-дэв поселился и многие дэвы с ним. Назвали то селение Хошари, и не стало с того дня покоя в Виноградной Долине. Извели дэвы лозу, вырубили священные рощи, разорили храмы-Хати. Много смельчаков погибло в схватках с нечистью – не брали неуязвимых медные мечи. Оскудел людской род: не играли свадеб, погасли угли в очагах, даже хоронить стало некого – пожирали дэвы умерших и убитых. Стон и плач в Царстве Зла.

Достиг тот плач Древа Жизни*, услышали стенания небожители. Призвал Гмерти Всемогущий Мориге и Квирия, повелел защитить смертных. Мориге Гаци* и Гаими* послал на землю. Обошли посланники Передний Мир, воочию познали творимое, вернулись на Небо и назвали повелителю имена тех, кто сумеет совладать с нечистью:
Копала, Иахсари, Пиркуши.

В Ихинче, что в Пшави, жил Копала, человек имеющий имя. Исцелял больных, изгоняя жамни*; помогал душам умерших перейти в Подземный Мир.

На берегу озера Абуделаури, меж трёх, растущих с одного корня дубов, жил Иахсари-воин, почитавший медведя и волка.

Меж гор и долин бродил угрюмоликий Пиркуши, оружие делал для смертных: гнул луки, ковал из медного камня мечи, дубовые палицы колючими навершиями обряжал.

Слуга Мориге, ворон Бацац разыскал названых, велел собраться на перекрёстке у Дубовой Рощи ко дню летнего солнцеворота. Уже луна осветила Семь Острогов, ночь сменила день, когда с трёх сторон подошли избранные к Священной Роще, а ожидал их на месте Мцевари* - огненный пёс. Поведал Мцевари: дарует Квирия им силу разить бессмертных дэвов, перо Паскунджи и кожу гвелешапа. Побратались названные, поклялись: «Заменим друг друга в беде!». Под ветвями дуба, что раскинулись на девяносто локтей, Пиркуши явил своё мастерство: свил для Иахсари кнут-лахти из кожи гвелешапа, в конец вплёл острие – осколок небесного камня. Для Копалы – лук из тиса и кленовые стрелы бодзали с раздвоенными наконечниками, каждое жало, как лист ивы с насечкой полумесяцем. Себе Пиркуши выстрогал дубовый молот. В ночь, когда лунный серп заполнил половину круга, натёрли побратимы руки и грудь молоком оленихи и пошли на Хошари.

В Виноградной Долине большая пустошь была, звалась Оленьим Гумном, нависала краем над стремниной Иори. Раз в году собирались хошарские дэвы на том поле, состязались в метании камней. Посреди пустоши стоял столетний тис – Копала ночью затаился в ветвях, Пиркуши спустился под обрыв, к самой воде, щепку ясеня зубами закусил*. На пути, которым Муза-дэв обычно в долину спускался, меж валунов схоронился Иахсари. Как поднялся Муза на перевал, увидел Копалу на верхушке дерева. Рассвирепел Муза, стал проклятья изрыгать. Тут Иахсари из засады вышел, взмахнул лахти и отделил злодею голову. После подставил под ступни ходули, что загодя Пиркуши смастерил, надел меховые штаны Музы, поверх груди рубаху из кабаньей шкуры, на голову рогатую шапку и двинулся на Оленье Гумно. Дэвы за Музу его приняли, продолжали камни метать. Развернул Иахсари лахти, набросился на дэвов, Копала из лука разил. Дэвы палицы у корней тиса сложили – не достать, нечем отразить смертоносный кнут, и Копала посылает стрелу за стрелой. Теснит Иахсари дэвов, кто ещё жив, к обрыву, сбрасывает вниз, там Пиркуши встречает их молотом. Пошли дэвы на корм рыбам, ни один не выплыл.

Ранним утром пришли герои в Гудамакари. Гамхвеура с роднёй банги одурманенные в пещере спали. У входа в нору Пиркуши огонь развёл, как разгорелся, бросил в костёр стебли изгоняющего нечисть девясила и побеги лозы. Выбежали дэвы из пещеры, не разбирая от дыма дороги стали падать в реку, запутались в своей же плетёнке. Перебил дэвов Пиркуши молотом, а которых молот не достал – Копала поразил кленовыми стрелами. Одному подарили жизнь, звали его Азармац-большая дубина. Поклялся Азармац именем Тароса верно служить и любые приказы исполнить. Копала забрал молот и лахти у друзей, Азармац по сговору погнал Пиркуши и Иахсари к картановой запруде, будто пленных. Выждал Копала чуть, и тайком следом. У запруды братья Картаны, что с кнутами на страже стояли, сразу новых рабов поставили на гребень, камни укладывать. Азармац разговор с Картаной затеял, пообещал назавтра ещё невольников привести.
На берегу, за скалой, Копала затаился, ждал, чтоб Пиркуши и Иахсари поближе придвинулись. Как время подошло, пустил Копала стрелы-молнии, поразил все три головы Картаны, побратимам их оружие вернул и стали они бить дэвов. Истребили всех братьев. Азармаца отпустили, наказав пробираться к аримаспи-овцеводам.

Нарушил Азармац клятву, бежал сломя голову в Цихегори к Бегеле с доносом. Перепугались дэвы, стали в страхе укреплять своё логово: у входа в дарбази врыли в землю высокий частокол из полых стволов тростника и заполнили те стволы мелким камнем, чтоб затупился любой топор, если рубить начнут. На каждый кол наставили глиняный горшок наполненный жгучим соком боярышника – слепить тех, кто взобраться надумает. С внутренней стороны вырыли глубокий ров, острые колья на дне вбили. Тартароз послал в Цихегори орла, тот и надоумил, как всё устроить.

Снова спустился с неба ворон Бацац, рассказал побратимам про ловушки. Подобрались друзья к самой крепости – одно только уязвимое место – отверстие над очагом, однако кругом отвесные скалы, не подступиться. Пиркуши сплёл корзину из побегов лещины, а Копала набрал меж камней скорпионов, заполнил плетёнку. Дэвы обедать садились когда тень сравняется с деревом, после, до первой звезды, обпивались банги. Дождались воины ночи, сожгли перо Паскунджи. Явилась птица-дракон, подхватила Копалу и перенесла на свод дарбази. Иахсари и Пиркуши встали у частокола. Заглянул Копала в дыру – темень внутри, только храп дэвов слышен, да очаг еле тлеет. Встряхнул Копала корзину, бросил в дымоход. Расползлись скорпионы, стали жалить спящих без разбора. Кричат дэвы, мечутся в потёмках; после раздули огонь и осветилось дарбази, Копала загодя стрелы приготовил и тетиву натянул…
Ринулись дэвы наружу: кто в ров провалился на острия, другие – через ограду, первым – Бегела, весь стрелами израненный, тут Иахсари и снёс ему голову тяжёлым лахти. Пиркуши бил молотом, Копала разил из лука. Многих убили побратимы. Кто вырвался, ушли на запад, укрылись на малом хребте, что делит Передний Мир пополам; в пещере, которую с тех пор называют Дэвисхврели. Дэвы долго прятались там, ждали того часа, когда смертные перестанут почитать свои хати, дабы выбраться из убежища, вновь затеять охоту…

Гмерти усыновил Иахсари, Копалу и Пиркуши, сделались они Хвтисшвили-Нацилиани, свет божественный от них исходил. Пиркуши нынче Небесный Кузнец, молнии и гром у него в подчинении. Иахсари и Копала во главе воинства Ангелов.

Смертные, не имевшие имени, с помощью Берика Изобильного лозу возродили; как отцвёл боярышник, на месяц дуба, стали игры меж молоди править, а на месяц плюща пировать на свадьбах, под молодое вино. Мтовари давала им свет ночью, днём Небесный Пастух напитывл золотом виноградную гроздь. Лес дарил каштаны, орехи и мёд; козы – молоко и сыр. Смерть им была не более страшна, чем сон… Вот и весь рассказ.

- Здорово Лука, - похвалил Седой, - а потом что было
- Потом? Потом Азо родом из Персии принёс идолов Гаци и Га, и веру в Ормузда. Царь Фарнаваз серебряную статую Ормузда в Мцхета поставил, велел народу ей поклоняться. А ещё позже из Каппадокии блаженная Нино пришла и принесла веру в распятого, это при царе Мириане было. А дальше что было, вы и сами знаете. Дождь кончился. Выйдем на двор, поклонимся Мтовари.
Через прореху в облаках выглянула луна, посеребрила клубы тумана, что неспешно скользили вдоль уступа.
- Гляди, Авель, - Лука указал в сторону колодца, - остролист зацвёл.

ГВЕЛЕШАП – дракон
ТИРИПИ – (ива) нимфа водопада
ДАЛЕТИ – блаженная земля.
ДАПНА – (лавровое деревце) хранительница лавровой рощи.
ХВТИШВИЛИ – (букв. дети Бога) божества малого пантеона, носят в себе частицу
высших Богов («нацилиани» - от нацили-часть).
АДЖАМИ – страшилище, урод.
ПАЛАВАНД – богатырь.
РОКАПИ – костлявая с клыками и огненными глазами, предводительница кудиани.
КУДИАНИ – ведьмы, принимают любой облик. Живут в пещере на горе Табакона.
ПЕРЕДНИЙ МИР – светлый мир, «здесь», в противоположность Заднему (темному)
миру – «там».
ДРЕВО ЖИЗНИ – соединяет небо, землю и подземный мир.
ГАЦИ и ГАИМИ – слуги Мориге, ведуны самого сокровенного.
ЖАМНИ – духи, вызывающие болезни.
МЦЕВАРИ – божественный пёс. Дух, посылаемый Богами в помощь, либо в наказание.
ЩЕПКА ЯСЕНЯ – ясень символ водной стихии, не тонет человек с щепкой ясеня.
Последний раз редактировалось vakeli Сб июл 03, 2010 12:59 pm, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
VII007
Адмирал
Сообщения: 3552
Зарегистрирован: Вс ноя 08, 2009 4:03 am
Пол: Мужской
Откуда: Тбилиси

Re: АРХАИКА (фрагмент)

Сообщение VII007 »

vakeli писал(а):
АРХАИКА (фрагмент)
А где найти полностью???
Ask and ye shall find!
Изображение
Изображение
Изображение

vakeli
Юнга
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт июн 29, 2010 4:02 pm
Скайп: vakeli52
Пол: Мужской
Откуда: из Города
Контактная информация:

Re: АРХАИКА (фрагмент)

Сообщение vakeli »

VII007 писал(а):
vakeli писал(а):
АРХАИКА (фрагмент)
А где найти полностью???

Первая часть здесь - http://zhurnal.lib.ru/editors/c/chhatar ... luka.shtml" target="_blank , остальное в черновиках у меня на столе. Надеюсь добить к осени.

Аватара пользователя
VII007
Адмирал
Сообщения: 3552
Зарегистрирован: Вс ноя 08, 2009 4:03 am
Пол: Мужской
Откуда: Тбилиси

Re: АРХАИКА (фрагмент)

Сообщение VII007 »

vakeli писал(а):остальное в черновиках у меня на столе. Надеюсь добить к осени.
Буду ждать!!!

За линк - спасибо!!!
Ask and ye shall find!
Изображение
Изображение
Изображение

vakeli
Юнга
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Вт июн 29, 2010 4:02 pm
Скайп: vakeli52
Пол: Мужской
Откуда: из Города
Контактная информация:

Re: АРХАИКА (фрагмент)

Сообщение vakeli »

... и наконец-то полностью здесь: http://magazines.russ.ru/din/2015/6/privet-ptica.html" target="_blank

Ответить

Вернуться в «Культура»