Андрей Сапунов: Поездка в Грузию, 2003 год.

Поездки в Грузию: взгляд со стороны
Ответить
Аватара пользователя
kalia
Site Admin
Сообщения: 9883
Зарегистрирован: Пт окт 09, 2009 11:52 pm
Скайп: kalia1962
Пол: Мужской
Откуда: Тбилиси
Контактная информация:

Андрей Сапунов: Поездка в Грузию, 2003 год.

Сообщение kalia »

Как говорится, "почувствуйте разницу". А ведь десяти лет не прошло...

Впечатления о путешествии по Грузии (поездка 2003 г.)

pan_sapunov
20 ноября, 2011

Территориально советская Грузия состояла из 4 частей: собственно Грузии и трех автономий (Абхазская АССР, Юго-Осетинская АО, Аджарская АССР). В результате военных конфликтов в 90-х годах Абхазия и Южная Осетия провозгласили независимость. Образованные в те годы государства не были признаны мировым сообществом, и поэтому до сих пор не отмечены ни на одной карте мира. Это не мешает им иметь собственные органы власти, полицию, армию и таможню. Поэтому говоря о своем посещении Грузии, я имею в виду только метрополию и Аджарскую автономию.

Изображение

Режим попадания. Для граждан Украины въезд в Грузию безвизовый, как и для всех стран СНГ, кроме России и Туркмении, и осуществляется по загранпаспорту. По суше в страну можно проникнуть из России, Азербайджана, Армении и Турции. Граница с Южной Осетией также прозрачна, с Абхазией же противоположная ситуация. Кордон, являющийся ранее линией фронта, сейчас закрыт.

Пути сообщения. Первое, что бросается в глаза при въезде в страну, это дороги. Единственное шоссе, соединяющее напрямую Россию с Грузией, пролегает через Крестовый перевал Большого Кавказского хребта. Сразу же за российской таможней начинается… Можете себе представить, как выглядит трасса, которую не ремонтировали со времен СССР? Военно-грузинская дорога превратилась в банальную осыпающуюся в ущелья грунтовку, остатки асфальта на которой не то что не помогают, а наоборот, сильно затрудняют движение.

Вздыбившиеся на полметра вверх искореженные остатки твердого покрытия заставляют колонны машин сворачивать на проезжую, уже свободную от этих глыб часть магистрали. Когда на такой дороге идут навстречу друг другу машины, им приходится останавливаться и жестами договариваться, кто будет ехать первым, потому что разъехаться двум авто на многих участках попросту невозможно.

Характерный для Грузии дорожный знак "Автосервис"

Изображение

Дорожный сервис в Грузии представлен редкими АЗС советского типа - полузаржавевшими будочками с механическим счетчиком топлива и многочисленными передвижными автозаправками, то есть попросту бензовозами, наливающими с помощью шланга горючее прямо на обочине дороги. Модные ныне в Украине ультрасовременные заправки типа «ТНК» или «Лукойл» здесь можно встретить лишь в окрестностях Тбилиси.

Типичный грузинский дом

Изображение

Инфраструктура. С наступлением темноты Грузия погружается во мрак – в поселках выключают электричество. Когда вблизи города Озургети моя маршрутка въехала в непролазную грязь (на «автобане» общегрузинского значения), в которой так увязали колеса, что 30 километров мы ползли более часа, я смог внимательно осмотреть жизнь грузинской провинции. Покосившиеся деревянные домики без освещения, которое здесь включают только в 11 вечера, огромные лужи, припаркованные у калиток «Москвичи» и «Жигули» двадцатилетней давности – наиболее часто встречающиеся здесь автомобили. Жизнь в такие вечера теплится возле ростков первобытной грузинской капитализации – ржавых строительных вагончиков, выполняющих по совместительству функции магазинов и кафе. В них целый вечер в ожидании включающейся к ночи «лампочки Ильича» горят свечи.

И что, скажет скептик, неужели кроме коммерческих палаток, ничего нового с момента обретения Грузией независимости в стране не появилось? Конечно же, это не так. Вблизи крупных городов появились «крутые» рестораны, но как это контрастирует со всем окружающим… Увиденное однажды подобное заведение общественного питания с двумя припаркованными джипами перед ним, и брошенной людьми пятиэтажкой с зияющими глазницами окон чуть поодаль надолго врезалось в память. Впрочем, опустевшие дома, обвалившиеся крыши, поваленные заборы, которые у нас можно увидеть разве что в Чернобыльской зоне, здесь на каждом шагу. И трудно проехать по стране хотя бы пару десятков километров, чтобы не разглядеть следы невероятного запустения, оставленные людьми заводы, цеха и мастерские.

Один раз побывав в Грузии, невозможно перепутать ее ни с какой другой страной в мире. Здесь в едином котле смешался европейский, азиатский и советский уклад жизни. В силу своих культурных и религиозных традиций грузины – немножко европейцы, в силу географического положения они много взяли у жителей Азии (турков, персов), 70 лет в составе СССР также наложили неизгладимый отпечаток на эту страну и ее народ. Поэтому каждый может найти здесь свое: западник – побеседовать с аборигенами о непростом пути интеграции Грузии в Европу, любитель восточной экзотики – восхититься уходящими в горы, словно налепленными один на другой домиками с разноцветными крышами, а ретроград – отведать забытый вкус советского «Тархуна» в кафе с надписью «Кооп».

Грузинская семья под Боржоми. Подарили мне книгу "Витязь в тигровой шкуре".

Изображение

Расскажу немного о столице, красивом городе Тбилиси. Конечно, можно было бы описать, как живописно он раскинулся на добрых десятка полтора километров среди зеленых гор и красивых речушек, что находится в нем масса исторических достопримечательностей, церкви тысячелетней давности, что центральная улица застроена красивыми домами в духе сталинского «классицизма»… Но о таком можно почитать и в путеводителе времен застоя. Я же хочу рассказать о современной жизни города.

Транспорт. По Тбилиси ходят троллейбусы, автобусы и маршрутки. Последние являются универсальным средством передвижения в стране, и заменяют как нерегулярно ходящий городской общественный транспорт, так и междугородный. Также в столице имеется метро. Вход в него стоит также, как и в Киеве, сумму, эквивалентную 50 украинским копейкам. По одной ветке ходит полноценный поезд, по второй же – «эконом-класс», состоящий всего из двух вагонов. Это приводит к тому, что все пассажиры скапливаются с одного края платформы. Очевидно, чтобы место не пустовало, под землю пустили торгующих, и в ожидании поезда можно приобрести заколки для волос, семечки, чулки и сигареты. Сверху на весь этот живописный кавказский базар постоянно моросит «дождик», это явление я заметил не единожды. Судя по всему, подземные речки постоянно подмывают сводчатые потолки метрополитена, должного ремонта не проводится, и станции превратились в своеобразные пещеры.

В довершение разговора о метро добавлю одну интересную деталь. При строительстве станций для освещения были изготовлены помпезные золоченые люстры. Некоторые из них пришли в негодность, светильники убрали, а для освещения стали использовать обыкновенные лампочки, висящие пышной гроздью под потолком на длинных метровых проводах. Есть в Тбилиси и фуникулер, правда вагоны к нему сгнили более десятка лет назад и сейчас его станции стали «памятниками архитектуры».

Жизнь мегаполиса. Электричество выключают ежедневно даже в центре столицы. Уже в шесть-девять вечера (в зависимости от времени года) улицы погружаются во мрак. Поверьте, очень необычное зрелище – супермаркет, работающий при свечах. В Европе такое увидеть, пожалуй, нельзя. За подобными чудесами надо ехать в Грузию.
Подземное пространство под главной площадью Свободы (аналог торгового центра «Глобус» под Майданом Незалежности) представляет собой грязный подземный переход с обвалившейся облицовочной плиткой. Одна стена обрушилась, через ограждающую решетку открывается вид на трубы теплоснабжения. Все свободное место занимают торговцы спортивными штанами, средствами от тараканов и газетами.
Если вы заинтересовались товаром, продавцы его освещают фонариком, после чего протягивают вам. При покупке одежды в этом, с позволения сказать «бутике», можно даже выйти с продавцом на улицу и рассмотреть покупку при солнечном свете.

Практически все гостиницы в Тбилиси, как и в целом по стране, советских лет постройки, и с тех пор ни разу не ремонтировались. Что не мешает администрации назначать «с потолка» отнюдь не маленькие цены. Так, в одной мне предложили разместиться за 30 долларов на 12-м этаже при неработающем уже несколько лет лифте, в другой посетовали на то, что большинство дешевых номеров заняты (надо полагать навсегда) абхазскими беженцами, поэтому свободен только «люкс за 20 долларов, холодная вода по утрам и вечерам, горячей нет вообще...» Дешево можно переночевать только у бабушек, предлагающих квартиры возле ж/д вокзала.

Аджария. Столица Аджарии Батуми представляет собой захолустный провинциальный городок со старенькими двухэтажными домами в центре, красивым парком с пальмами и пляжем, да частным сектором, уходящим в горы на несколько километров. Поток машин на улицах здесь невелик, поэтому когда по городу проносится американский джип «Хаммер» (единственный на всю автономию) в сопровождении пары «Мерседесов» с мигалками, все знают – едет президент автономии Абашидзе. Со стороны, признаться, подобное «явление народу» первого лица, вкупе с отстроенным недавно помпезным дворцом посреди облупившихся столетних домишек на одной из центральных улиц, выглядит несколько карикатурно.

Киоск в Батуми у набережной. Здесь продают сигареты и конфеты, одновременно меняют валюту:

Изображение

В советские годы Аджария была известным на весь Союз курортом с субтропическим влажным климатом. Здесь отдыхали по путевкам жители всех уголков империи. Сейчас практически все приезжие – из континентальной части Грузии. Этому способствует «развитая» индустрия туризма. На черноморском побережье между Махинджаури и Кобулети можно увидеть тянущиеся на много километров развалины, заколоченные досками окна гостиниц и пансионатов. Во всей автономии нет ни одного действующего кинотеатра. Желающие покупаться у моря сейчас снимают комнаты в частном секторе и там же смотрят фильмы по видео.

Центральный парк в Батуми - единственное место, поддерживающееся на должном уровне

Изображение

Добраться на побережье – тоже проблема. Основная железная дорога, связывающая российский Сочи с аджарским Батуми, прекратила свое существование еще в годы абхазского конфликта, когда был взорван пограничный мост. Вдобавок туроператоры в России, как и на Украине, не работают по этому направлению. Да и вообще, скажем прямо, жители стран СНГ предпочитают проводить отпуск в более спокойных местах.

Проезжая последние километры по грузинской земле по дороге домой, сотрясаясь на перевалах в раздолбанной маршрутке, я размышлял о непредсказуемых путях исторического развития наших государств, об их прошлом и будущем. Еще совсем недавно существовала такая страна – СССР. Все ее жители, и мы с вами, живущие в Украине, и грузины, имели примерно одинаковые зарплаты и пенсии, схожие представления о материальном достатке и благополучии, одинаково выстаивали очереди в гастрономах и ездили для повышения квалификации в командировки в Москву. Тбилиси и Киев являлись тогда столицами союзных республик, и развивали свою инфраструктуру согласно единым плановым нормативам.

Спустя 12 лет после распада Советского Союза не удержавшийся от искушения провести небольшой сравнительный анализ развития грузинской и украинской столиц (да и государств в целом) будет удивлен результатом - как мало осталось общего. Быстрое течение исторического процесса подхватило наши страны и понесло в разные стороны, каждую навстречу своей судьбе.
Крокодил, крокожу и крокодить буду!

Ответить

Вернуться в «Путешествия в Грузию»