Сейчас спирт используется в воздушных судах только по военному назначению, в системах охлаждения различных агрегатов, комплексов и систем.
Раньше самым любимым самолётом алкашей был миг-25. Летающий гастроном. Я их застал в г.Соколе, Перми, на стажировке, но они стояли уже без ресурса им на смену пришли миг-31, которые я и учился обслуживать. Называли его "летающий гастроном" я приведу цитату из статьи.
"2. Летающий гастроном.
Это - точное название для людей знающих. Для охлаждения генераторов двигателя, использовалась «массандра» - смесь спирта и дистиллированной воды. Бак примерно на 240 л. Для охлаждения станции (БРЛС) использовался высококачественный спирт – 40 л. Ну, и еще по мелочам - не будем уточнять для чего – наберется литров 12-15 чистого спирта.
Примечательна легенда о происхождении норматива этих 40 л чистейшего - высшей очистки! - спирта для охлаждения ЗГ (задающих генераторов) передатчика БРЛС…
Согласно легенде, эта норма расхода (в СССР все нормировалось) появилось таким образом.
Шла отработка функционирования станции. В кунге, за пультом, сидел будущий зам. генерального одного знаменитого КБ по РЭО. Тогда еще - в том возрасте, когда философски воспринимать выходки молодежи невозможно.
Заходить девочка и с ощущением собственной важности вещает:
- Мне надо установить норму расхода охлаждающей жидкости (которая будет в дальнейшем забита во всяческие циркуляры и финдокументы) в эксплуатации.
В общем, всем своим видом показывает: быстро бросили заниматься ерундой, граждане инженеры, и быстренько выдали мне нужные данные.
От такого захода у Вадима (так кликали персону, которую, не зная имени, потом были благодарны многие-многие мужчины Советского Союза и совсем наоборот – их женская половина), как сказал классик, «в зобу дыханье сперло».
Сделав пару жестов руками своему коллеге, он - со всевозможной почтительностью - показал юной даме, что бак емкостью 42 литра полностью заполнен. Затем они сели в кунг, Вадим включил передатчик, а дама - секундомер. Шланг был подключен к патрубку и опущен в ведро. Через 15 минут работы станцию выключили. Показали даме бак – от силы 2-3 литра осталось. А в ведре и на стакан не наберется – все вышло паром.
Может, у девочки и появилась мысль, что что-то здесь не так, но… преобладал шок. Что же писать в норматив расхода?! И тут, прямо-таки с барского плеча, Вадим пришел на выручку. «Пиши – 40 литров на 45 минут работы станции. Мы покумекаем – уменьшим расход»…
…Вот так и появился этот норматив. Естественно, реалии очень далеки от того, что показали нормировщице. Ведь в эксплуатации далеко не всегда требовалось, чтобы тэны работали на всю катушку, а, значит, определенные разъемы и не закорачивались , когда этого не требовалось…
"